главная > иконы Богоматери > Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская Богоматерь, православная иконаИкона Феодоровской Божией Матери

 Своё название Феодоровская икона Божьей Матери получила в честь Костромской церкви Феодора Стратилата, святого мученика, пострадавшего за веру при римском императоре Ликинии. Фёдор Стратилат был великим воином, сыном высокопоставленных знатных родителей. Однажды, когда Фёдор уже служил в войсках императора Ликиния, в окрестностях его родного города Евхаита завёлся чудовищный змей, убивающий людей. Никому не сообщив о своём намерении, бесстрашный воин вскочил на своего коня и помчался в родной город. Дождавшись появления страшного змея, Фёдор, обратившись с молитвой к Богу, напал на него, придавив копытами своего коня, и проткнул его копьём (сюжет схож с иконой Чудо Георгия Победоносца о змие). Змей был побеждён, храброго Феодора как освободителя встретило всё население Евхаита. В благодарность об освобождении города от дракона, все жители Евхаита приняло веру Христову. За проявленные личные качества Феодор стал Стратилатом (военачальником) горда Гераклеи. Военную службу Стратилат совмещал с активной проповедью христианства. Этот факт сильно не понравился язычнику Ликинию, и он приказал предать мучениям храброго воина. 

  Фёдоровская икона Божией Матери относится к иконографическому типу "Елеуса", "милующая, ласкающая". Но некоторые исследователи причисляют образ к редко встречающемуся типу "гликофилуса" - "шагающие ножки", из за взаимного расположения ножек Христа. Первоначальный образ был написан апостолом Лукой и был очень схож с образом Владимирской Богоматери, разве что небольшим отличием является оголённая до колена левая ножка младенца Иисуса. После крещения Руси равноапостольным великим князем Владимиром Красно Солнышко, в русские церкви и храмы были переданы многочисленные иконы от братьев-христиан. Феодоровская икона первоначально хранилась в часовне Городца - городке в Нижегородском княжестве. Но во время очередного набега монголо-татарских войск хана Батыя - любимого внука Чингисхана, Городец был сожжён дотла. Считалось, что образ Богоматери сгорел, но дальнейшее чудесное обретение иконы опровергло этот домысел.

 Младший брат Александра Невского, Василий Ярославич, охотился в Костромских лесах вместе со своей дружиною. Загоняя лису, он увидел на ветвях одного из деревьев образ Богоматери. Спешившись, князь попытался снять с дерева икону, но она воспарила ввысь и зависла над сосной. В это время костромичам было видение: по центральной площади города с иконой Богоматери прошёл светлый воин в богатых сияющих доспехах. Верующие люди немедленно признали в нём Святого мученика Феодора Стратилата. Немногим позже князь Василий вернулся с охоты и рассказал о необычной иконе. Костромские жители решили собрать крестный ход и отслужить молебен перед образом Богоматери. Только после этого икону Богоматери удалось снять с сосны. Чудесный образ поместили в костромской церкви Святого Фёдора Стратилата. С этого момента и обрела она своё название Феодоровской иконы Божьей Матери.

 Этим образом в 1239 году был благословлён на брак Александр Невский, взявший в жёны Александру Брячиславовну, дочь полоцкого князя. Позже Святой благоверный князь стал возить икону Феодоровской Богоматери с собой - она стала его моленным образом, в котором он находил уверенность и обретал внутренние силы в военных походах и битвах. После смерти Александра Невского, образ вернулся к Василию Ярославичу в Кострому.

 Через 10 лет после возвращения Феодоровской иконы, в 1272 году к Костроме подступились полчища степных кочевников. Как на беду, в Костроме не было достаточного количества воинов, и князь Василий, собрав всех дружинников, что были при нём, выехал навстречу войску монголо-татар. С собой у него был образ чудотворной Фёдоровской иконы Богоматери. Чтобы вдохновить своих воинов, Василий Ярославович поднял икону над головой, и выехал на коне перед своей дружиной. И тут случилось чудо: образ воссиял белым светом, настолько ярким и обжигающим, что кочевники, испугавшись Божественного огня, предпочли снять осаду и обойти Кострому стороной. На месте победоносной битвы воздвигли каменную Феодоровскую часовню, а озеро, на берегу которого стояло малочисленные войска князя Василия, назвали Святым.

 В 1613 году новым царём и Великим Князем Всея Руси стал Михаил Фёдорович Романов. На царствование Михаила Фёдоровича благословили иконой Феодоровской Божьей Матери. С тех пор всех Романовых, вступающих на престол, благословляли списком именно этого образа, находившегося в церкви Рождества Богородицы на Сенях. Более того, в честь Фёдоровского образа отчества всех немецких принцесс, выходящих замуж за великих князей, переименовывались на "Фёдоровна".

 Первоначальный образ до 1930 года хранился в Успенском Соборе Костромы, затем храм был разрушен большевиками, и икона переместилась в костромской храм Иоанна Златоуста. В 1991 году Феодоровская икона Богоматери нашла своё нынешнее пристанище в женском Богоявленском монастыре Костромы.

 Интересной особенностью образа чудотворной Феодоровской Божией Матери является написанное на задней стороне иконы изображение Святой Параскевы Пятницы. На Руси эта Святая мученица считалась покровительницей невест и свадебного обряда. Именно поэтому брак Александра Ярославовича Невского и Александры Брячиславовны благословлялся этим чудесным образом.

 Моление к Феодоровской иконе Божьей Матери покровительствует невестам, помогает в достижении семейного благополучия, в возможности получить долгожданную беременность, способствует безболезненным родам.

На этой странице Вы можете заказать икону Феодоровской Божьей Матери.

Ещё:

Фёдоровская икона Богоматери с предстоящими Святыми

Репортаж о восстановлении мозаичной иконы Феодоровского Собора