главная > иконы Страсти Христовы

Иконы Страсти Христовы

Икона Тайная вечеря

    икона Тайная вечеря      

Икона о последнем ужине Иисуса Христа с 12 его учениками и апостолами.

Икона Воскресение Христово

    икона Воскресение Христово      

Икона, описывающая сошествие Христа в ад после распятия и освобождение душ праведников, Адама и Евы.

Руокписная икона Распятие Христа

         икона Распятие Иисуса Христа      

Икона цикла страстей Христовых - распятии Иисуса Христа на горе Голгофе, что в Иерусалиме.

Икона жёны-мироносицы

    икона жен мироносиц      

Икона, рассказывающая о женщинах. пришедших к Гробу Господню для ритуального помазания миром Его тела.

икона Распятие Христово

         икона Распятие Христово      

Икона, рассказывающая о последних часах земной жизни Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа.

 

 

 "Страсти Христовы" на современном языке звучат как "страдания Христа". Иконы Страсти Христовы рассказывают о событиях, произошедших в последнюю неделю земной жизни Спасителя - от входа Господня в Иерусалим (об этом подробнее рассказывается в разделе "Иконы двунадесятых праздников") и до чудесного Воскресения Христова. События Страстей Христовых нашли своё отражение не только в иконописи и религиозной живописи, но и во всех других видах искусства, заставляя верующих снова и снова сопереживать тем страданиям, что испытал Спаситель перед концом своего земного пути.

Страсти Христовы 

 Согласно писаниям евангелистов, к Страстям Христовым относятся: 

  • Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос, верхом на ослёнке - символе Его мирных намерений (на Востоке въезд в город верхом на коне считался признаком агрессии, захватничества), въезжает в пределы города Иерусалима. Простой люд встречает Его как Царя Израильского, так как одно из библейских пророчеств предвещало появление будущего помазанника Божьего в Иерусалиме верхом на осле, и устилает дорогу Ему своими одеждами и пальмовыми листьями. В Иерусалимском храме Иисус изгоняет торговцев, торговавших скотом и исцеляет больных, пришедших к Нему.
  • Помазание Иисуса миром (Вечеря в Вифании). После поездки в Иерусалим, Иисус с учениками вернулся в Вифанию, родное селение воскрешённого Им Лазаря. Там, в одном из домов, уставшему Иисусу омыла ноги и голову драгоценным миром женщина, а после помазания вытерла ступни Его своими волосами. Символическое значение помазания миром Спасителя двояко: это и подготовка тела Иисуса Христа к будущему погребению и ритуальное помазание Мессии - "Царя царствующих и Господа господствующих".
  • Омовение ног. Непосредственно перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице, Иисус, опоясавшись полотенцем, принёс воду и омыл ноги своим ученикам. На вопрос апостола Симона Петра: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги!?" Спаситель, окончив омовение ног своим ученикам, отвечал на это: "Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вам должно умывать ноги друг другу...Истинно, истинно говорю Вам - раб не больше господина своего, а посланник - не больше пославшего." Скрытый смысл омовения ног апостолов заключается в проповеди смирения, добровольного самоучинижения ради служения ближнему и любви к нему. В память об этом событии в православной церкви в Великий четверг принята традиция омовения ног архиереем 12 избранным священнослужителям.
  • Тайная Вечеря. Последняя встреча Иисуса Христа с Его учениками, прошедшая за трапезой в Сионской горнице. Во время Тайной Вечери Спаситель узнаёт имя будущего предателя из числа Его учеников - Иуду Искариота, и устанавливает обряд таинства Евхаристии - причащения своих последователей к Телу и Крови Христовым: "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и, благословив, преломил его и раздал ученикам Своим, говоря: "Примите, ядите, сие есть Тело Моё." Взяв затем чашу с вином, благодарив, отдал ученикам, сказав: "Пейте из неё всё, ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за многих во оставление грехов их." " В таинстве Евхаристии причащение верующих к Телу и Крови Спасителя позволяет произойти прикосновению, единению человека и Бога в той мере и степени, которая возможна в нашем дольнем мире.
  • Моление о чаше. По окончании Тайной Вечери, Иисус Христос с апостолами и учениками двинулся к подножию Елеонской горы. Остановившись у ручья Кедрон, Иисус вместе с апостолами Симоном Петром и братьями Иаковом и Иоанном Зеведевыми, отправился молиться в Гефсиманский сад, находящийся неподалёку. Обратившись к апостолам словами: "Душа Моя скорбит смертельно, будьте здесь и пободрствуйте со Мною.", Спаситель отошёл молиться: "Отче Мой! Да минует меня чаша сия. Впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я." Вернувшись к ученикам, Иисус Христос нашёл их спящими от печали. Разбудив Петра, Иисус попросил его: "Не мог бы ты пободрствовать один час? Молитесь и бодрствуйте, чтоб не впасть в искушение - дух бодр, плоть же немощна." Вернувшись обратно на место моления, Спаситель снова обратился к Отцу:"Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Обернувшись снова к Петру и сыновьям Зеведеевым, Иисус вновь застал их спящими. Собравшись с силами, Он в третий раз пошёл молиться, и повторил слова Свои: "Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Подойдя к спящим апостолам, Спаситель разбудил их словами: "Кончено, пришёл час: предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Вставайте, идёмте - вот, приблизился предающий Меня". В молении о чаше чётко прослеживается двойственность сущности Иисуса Христа: человеческое естество боится страданий и хочет избежать их, а Божественное готово принять боль как должное и предопределённое.
  • Поцелуй Иуды. Пока Иисус пребывал в молитве, к Гефсиманскому саду подошли множество вооружённых людей, посланных первосвященниками, среди которых был и один из учеников Его - Иуда Искариот. Чтобы не ошибиться при пленении Христа, Иуда условился указать воинам на Него своим поцелуем: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его". После поцелуя Иуды к Иисусу подступились вооружённые люди, решившие Его арестовать, но апостолы решили отбить Его у воинов первосвященника, и апостол Пётр в пылу отрубил ухо у Малха, раба первосвященника. Иисус поспешил утихомирить своих учеников, сказав Симону Петру: "Возврати меч свой в место его, ибо все взявшие меч, от меча же и погибнут; неужели мне не пить чаши, которую дал мне Мой Отец!?" Чудесным образом заживив ухо Малха, Спаситель уговорил воинов не трогать его учеников, молвив им: "Если Меня ищете, оставьте их. Пусть идут, да сбудется слово сказанное Им: Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". Оставив апостолов в покое, воины связали Иисуса и повели Его к первосвященнику.
  • Отречение апостола Петра. Ещё во время Тайной Вечери Иисус сообщил Симону Петру о том,  что тот трижды отречётся от Господа своего до дого, как пропоёт петух. Пётр, несмотря на предупреждение Спасителя, в отдалении шёл за пленённым Иисусом, которого вели в дом к первосвященнику. Первое отречение состоялось во дворе первосвященника Каиафы. Проходящая мимо Петра служанка, спросила его: "Не ты ли из учеников Этого Человека?" Пётр ответил : "Нет", и, чтобы не возбуждать лишних подозрений встал погреться рядом с костром, который развели слуги и рабы первосвященника. У костра апостола снова спросили: "И ты из них?", на что Пётр снова ответил отрицательно. Но акцент выдал Петра, и в третий раз его заподозрили в причастности к ученикам Иисуса: "Точно ты их них, ибо ты из Галилеи, и наречие твоё сходно!" Пётр и в третий раз отрёкся от Спасителя и тут пропел петух. Горько заплакал апостол Пётр, вспомнив о предсказании Иисуса, сказанном ему в Гефсиманском саду. Хоть позднее воскресший Иисус и простил апостола, всё же до конца своей земной жизни Пётр плакал и упрекал себя, едва заслышав пение петуха.
  • Суд Понтия Пилата. Дождавшись наступления утра, совет старейшин, первосвященников и книжников повёл Иисуса Христа на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы тот отправил Спасителя на смертную казнь. Синедрион обвинял Христа в том, что тот называл себя Царём Иудейским и запрещал платить налоги римлянам. Понтий Пилат спросил Иисуса: "Итак, Ты Царь?" Иисус отвечал: "Ты сам говоришь, что я Царь...Царство Моё не от мира сего". Побеседовав с Христом, Понтий Пилат вышел к народу, ожидавшего его вердикта и объявил им, что никакой вины Иисуса он не видит. Но собравшаяся толпа бесновалась и требовала немедленной казни Христа, крича: "Да будет распят!"  Понтий Пилат вторично обратился к толпе: "Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что не вижу я в Нём никакой вины. Се - Человек!" Но народ не смилостивился и настаивал на распятии Царя Иудейского. В последний раз обратился к ним Понтий Пилат, желая сохранить жизнь Иисусу: "Есть же у вас обычай отпускать одного на Пасху, хотите, отпущу я вам Царя Иудейского?" Недовольные крики толпы были ему ответом, и Понтий Пилат вынес приговор о смертной казни Иисусу Христу через распятие, а сам умыл руки на глазах у всех, указав всем собравшимся, что он не виновен в смерти Спасителя.
  • Крестный путь. Сразу после оглашения приговора солдаты переодели Иисуса в шутовской наряд Царя: багряницу заместо царской мантии, терновый венец заместо короны и сухую палку в правую руку заместо царского скипетра.  Переодетого Христа солдаты принялись избивать и оплёвывать, насмехаясь над Ним словами: "Радуйся, Царь Иудейский!" Вдоволь напотешавшись, с Христа сняли багряницу и одели Его в обычные одежды. Взвалив на Него крест, солдаты повели Его к месту казни - на Лобное место, Голгофу. Часть пути нести крест Иисусу помогал Симон Киринеянин, отец апостола от семидесяти Руфа и священномученика Александра. В пути к усталому Иисусу подошла Святая Вероника и предложила ему отереть пот с лица Его, и на платке том отпечатался лик Его. Это предание является одной из версий возникновения изображения  "Спаса Нерукотворного". 
  • Распятие. На Голгофе Иисуса распяли рядом с двумя разбойниками. На кресте Его была табличка, написанная Понтием Пилатом "Иисус Назорей, Царь Иудейский". По правую руку Иисуса был распят благоразумный разбойник, не смевший насмехаться над Христом и попросивший Спасителя помянуть его, как только Он окажется в Царствие Своём, а по левую руку - безумный разбойник, вторивший собравшимся рядом первосвященникам и книжникам словами: "Если ты Христос, спаси себя и нас!" Солдаты, распявшие Иисуса, решили разыграть его одежды между собой. К вечеру чёрные тучи закрыли собою всё небо, и Иисус, воскликнув:"Боже Мой, Боже мой, для чего ты Меня оставил!?", испустил дух. В это время стучилось страшное землетрясение, и многие уверовали в то, что Он действительно Сын Божий.
  • Снятие с креста.Вечером дня Распятия к Понтию Пилату вошёл Иосиф Аримафейский, тайный последователь Христа и богатый представитель синедриона, в голосовании о смертной казни Иисуса, впрочем, не участвовавший. Испросив у Пилата разрешения забрать тело Спасителя, Иосиф снял Его с креста и, завернув в большой кусок ткани, положил в гробницу, высеченную в скале. Сразу после снятия тела Его с креста последовало оплакивание Иисуса, в котором участвовали Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и две дочери Святой Анны, матери Девы Марии - Мария Клеопова и Саломея. Этот сюжет известен в иконографии Иисуса Христа как "Не рыдай Мене Мати", так ответил Иисус убитой горем Деве Марии на её причитания: "Не рыдай Мене Мати, во гробе узрящи...воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшего Адама введу в Царство Небесное..."
  • Погребение Христа. Следом за оплакиванием последовало погребение тела Спасителя. Те, кто оплакивал Иисуса стали и участниками Его погребения. Тело Христа было обвито пеленами, пропитанными благовониями, которые принёс Никодим - тайный последователь Христа, знатный член Синедриона, и погребено в вырубленной в скале гробнице, находящейся в саду. принадлежащему Иосифу Арамейскому. К гробнице Иисуса была поставлена стража синедриона, а сам вход в неё был запечатан.
  • Воскресение Христово. На второй день после положения Тела Христова во гроб, в субботу, произошло Его Сошествие в ад. Разломав двери преисподней, Спаситель произнёс там евангельскую проповедь, и освободил души праведников и прародителей Адамы и Евы, перенеся их в рай. Так Христос своими жертвенными страданиями искупил первородный грех Адама и Евы. В воскресенье же к гробнице Спасителя подошли жёны - мироносицы и увидели Ангела Господня,  сотворившего великое землетрясение и отодвинувшего камень от входа в пещеру, где должно было лежать Тело Господа. Ангел поспешил успокоить испуганных женщин, сообщив им радостную весть о Воскресении Христа и наказав им сообщить об этом апостолам. Первыми в гробнице побывали апостолы Пётр и Иоанн, причём Иоанн Богослов первым уверовал в Воскресение Христа, в то время как другие ученики Христа были просто безмерно удивлены исчезновением Тела Его. Вечером этого же дня Иисус явился уже девяти апостолам, без Фомы, и сказал им: "Мир вам! Как Отец Мой послал меня, так и Я посылаю вас. Кому простите грехи - тому простятся, на ком оставите - на том останутся." После этих слов дунул на своих апостолов воскресший Спаситель и преисполнились они Духа Святого. Через восемь дней Христос снова явился ученикам, среди которых уже был и не поверивший в Воскресение Христа апостол Фома, и помог тому уверовать, вложив пальцы неверующего в раны Свои. Через 40 дней после Воскресения Христова происходит Вознесение Господне и Иисус возносится на небо, подтвердив тем самым свою божественную природу. На пятидесятый день по Воскресению Христову в Сионской горнице на апостолов нисходит Святой Дух в обличье огненных языков, даровавший им способность проповедовать Евангелие на всех языках мира.