главная > иконы святых > икона страстотерпцев Бориса и Глеба

Икона Святые мученики князья Борис и ГлебИкона Святых Бориса и Глеба

 У Святого равноапостольного князя Владимира Святославовича было тринадцать сыновей. Самых младших из них - Бориса и Глеба, Русская и Константинопольская церкви канонизировала их в лике Святых Страстотерпцев за искреннее исповедование христианских добродетелей. Икона Святых Бориса и Глеба - икона, изображающая первых русских Святых.

  Борис и Глеб родились незадолго до крещения Руси их отцом Владимиром Красно Солнышко, и уже с самого детства воспитывались в духе Христовой веры. Борис, старший из двух братьев, имел огромную тягу к знаниям, и, едва обучившись грамоте, стал читать и перечитывать религиозные христианские книги: жития святых и Священное Писание. Глеб, во всём подражавший любимому старшему брату, тоже с младых лет проникся христианским учением. 

 Великий князь Владимир Святославович не только покрестил Русь, за что получил равноапостольный лик святости (равен апостолам в количестве обращённых в христианскую веру), но и стал родоначальником объединения Руси. Святой Владимир желал объединить под своим началом множество княжеств, на которые тогда была разбита формирующаяся территория Руси. С этой целью великий князь решил своих сыновей посадить на княжение во всех крупных городах Руси, сосредоточив все нити управления в руках одной княжеской семьи. Но в этом плане нашлась червоточина - старший сын Владимира Святополк. Он не был родным сыном великого князя, он считался "сыном двух отцов". После убийства наёмными варягами его отца Ярополка во время междоусобных войн, жену убитого князя, бывшую монахиню из Греции, беременную Святополком, забрал к себе Владимир.

 Святой Владимир распределил княжества между всеми своими сыновьями - Святополк получил Туровское княжество (территорию нынешней Белоруссии), Глеб стал Муромским князем, Борис - Ростовским князем, остальные территории поделили между собой другие братья. Но мирного правления у братьев не получилось. Святополк, взалкавший всеобъемлющей власти, вступил в сговор с польским королём Болеславом и попытался свергнуть Святого Владимира с трона. Но великому князю удалось раскрыть заговор, и он, проявив христианскую милость, не стал казнить Святополка, а посадил изменника под домашний арест в Киеве. После этого Владимир принялся готовиться идти в поход против другого своего сына, Ярослава, поставленного на княжение в Новгороде и отказавшегося платить дань Киеву. И тут княжеские разведчики сообщили Владимиру, что на Киев движутся печенеги. Великому князю пришлось отложить поход против непокорного сына, и он призвал к себе из Ростова Бориса, которого считал своим первейшим наследником. Борис с дружиной отправились из Киева на степные просторы навстречу войску печенегов, а Владимир Красно Солнышко вскоре после отъезда сына заболел и умер. Святополк Окаянный, воспользовавшись ситуацией и своей географической близостью к престолу, объявил себя великим князем Киевским. 

 Самым опасным соперником Святополка был любимец Владимира Борис. Его-то и решил устранить коварный князь, пойдя по дорожке протоптанной библейским Каином. К князю Борису в степь были подосланы убийцы - вышгородские бояре. Борис Владимирович в это время уже возвращался из похода - печенегов он так и не встретил, возможно, они испугались его славы храброго воина и не решились вступить в противоборство. Остановившись возле реки Альта, левого притока Днепра, князь Борис разбил для отдыха лагерь. В это время к нему подоспели гонцы, сообщившие о смерти отца и нечестивом вокняжении Святополка. Святой Борис проявил христианское смирение и не стал оспаривать великокняжеский трон у сводного брата. Разочарованная таким поворотом событий дружина милосердного князя покинула его, снявшись с лагеря. Борис остался один со своим верным слугой Георгием Угрином.

 Ночью к палатке князя подкрались убийцы. Дождавшись, когда Борис закончит молиться и ляжет спать, они ворвались к нему и пронзили его и его слугу копьями. После этого тело князя погрузили на повозку и повезли в Киев. Навстречу боярам попались посланные Окаянным Святополком наёмники-варяги, которые ударом меча в сердце окончательно убили ещё дышавшего Святого Бориса. В Вышгороде тело Бориса было захоронено вблизи церкви Святого Василия.

 Следующим шагом Святополка стало устранение следующего по популярности в народе и дружинах после Бориса князя Глеба. Братоубийца отослал гонцов в Муром, чтобы те пригласили Святого Глеба разделить со Святополком великокняжеский престол. Глеб принял приглашение и выехал в Киев. Остановившегося в Смоленске князя нагнали посланники от Ярослава Мудрого, новгородского князя. Глебу поведали о смерти отца Владимира Святославовича, об убийстве брата его Святого Бориса и о коварном замысле Святополка. Убитый горем Глеб всё же продолжил путь, и недалеко от реки Смядыни его земной путь прервался. Наёмники Окаянного Святополка настигли младшего из Владимировичей и приказали его повару убить Святого Глеба. Как и его любимый старший брат, Глеб не стал сопротивляться и принял смиренно смерть от своих же сородичей. Святого Глеба похоронили на месте убийства, похоронив его в простом гробу. 

 Но Святополку не суждено было осуществить своей мечты. Бог покарал тщеславного князя забвением. Ярослав Мудрый, разгневанный коварством сводного брата, пошёл на него войной. На месте убийста Святого Бориса, у реки Альты, войска Ярослава наголову разбили отряды Окаянного Святополка.  Сам братоубийца бежал в Польшу, где и закончил свои дни в безвестности. И даже его могилу люди обходили стороной - от неё шёл смрадный запах, отпугивающий всё живое.

 Киевский великокняжеский престол занял Ярослав. Первым своим указом он повелел найти тело Святого Глеба и перенести его в Вышгород, чтобы похоронить рядом со своим братом, Святым Борисом. Ярослава Мудрого после смерти так же, как и Святого Бориса и Глеба причислили к Святым за строительство множество храмов и за продолжение традиций отца Владимира, объединявшего Русь. Именно Ярославу принадлежит известный рукописный свод законов "Русская Правда".

 На иконе Святого Бориса и Глеба старший из братьев держит в руке Евангелие, заветы которого они смиренно соблюдали и благодаря которому не позволили себе ответить ненавистью и злом на зло окаянного брата Святополка. В этом и заключался смысл их жизненного подвига, за который их причислили к лику страстотерпцев. Святые Борис и Глеб смиренно приняли свою смерть от рук не врагов, но родных и сородичей, держа в своём сердце главную заповедь: "Возлюби ближнего своего". Для Руси, ещё не отошедшей от язычества и братоубийственных войн, подвиг Святых князей был событием из ряда вон выходящим. Оказалось, что христианство позволяет оставаться человеком до самого конца земной жизни, даже если тебе грозит смерть от рук родного человека. Смирение истинных последователей веры Христовой Святых Бориса и Глеба дало им лик Святых, а Русь после смерти страстотерпцев получила мир между князьями.

 Икона Святых благоверных князей Бориса и Глеба множество раз выступала заступницей государства Российского: страстотерпцы являлись перед Ледовым побоищем войску Святого Александра Невского, и князю Дмитрию Донскому незадолго перед Куликовской битвой. Кроме того образ страстотерпцев множество раз проявлял чудотворные целительные способности, излечивая от самых серьёзных болезней.

 К иконе Святых Бориса и Глеба обращаются с молитвой о заступничестве, с молитвой о придании жизненных сил в тяжёлых ситуациях, а также с молитвой о скором выздоровлении.

 На этой странице Вы можете заказать икону Святых Бориса и Глеба.