главная > иконы Богоматери > икона Иерусалимской Божьей Матери

Икона Иерусалимской Божьей МатериИкона Иерусалимской Божьей Матери

 Автор одного из четырёх Евангелий Лука был не только апостолом и врачом. Святой Лука был ещё и самым первым иконописцем. Самыми первыми его иконами были образы Богоматери, большая часть их стала особо почитаемыми в христианском мире. Не стала исключением и Иерусалимская икона Божьей Матери.

 Апостол Лука написал чудотворный образ Иерусалимской Божьей Матери в честь пятнадцатой годовщины Вознесения Христова. Писался образ Богородицы вблизи Гефсиманского сада - того самого, где происходило моление Спасителя о чаше, одно из событий Страстей Христовых. Поэтому иногда эту икону называют Гефсиманской иконой Богоматери. Икона после написания осталась в Иерусалимском храме Гроба Господня, возведённом на месте распятия Христова. И хотя через 420 лет Иерусалимская икона Богородицы была перевезена в Константинополь, место написания чудотворного образа и первоначального хранения навсегда отразилось в её названии. С самой иконой и с её списками связаны многочисленные чудеса заступничества перед врагом и случаи исцеления от мора и болезней.

 Сама икона относится к иконографическому типу Одигитрия. Так же, как и на иконе Смоленской Божией Матери, относящейся к этому же иконографическому типу, Богородица изображена по пояс: одной рукой она удерживает Христа, находящегося в отроческом возрасте (т.н. Спаса Эммануила), второй указывает на Него. Но есть несколько интересных отличий от образа Одигитрии, которые явно указывают на то, что перед Вами икона Иерусалимской Божьей Матери:

  • Зеркальность отображения типичному образу Богоматери "Одигитрия". Если на иконе Смоленской Божией Матери (и на большинстве Одигитрий) Пресвятая Дева держит Христа левой рукой, а указывает на Него правой, то на Иерусалимской иконе поворот тела Богородицы и положение её рук с Иисусом зеркальны Смоленскому образу.
  • Направление взгляда Пречистой. На большинстве Одигитрий взгляд Богородицы и юного Христа направлен на зрителя, обращающегося к иконе. На Иерусалимском образе Богородицы Дева Мария смотрит на Иисуса. Взгляд Богомладенца также обращён на Богоматерь. (Но на некоторых списках иконы юный Иисус в образе Спаса Эммануила может принимать позу, характерную для Господа Вседержителя - правая рука в благословляющем жесте, левая - сжимает свиток Священного Писания как символ Его проповеди.)
  • Цветовой акцент на изнанке мафория. Мафорий - длинное женское одеяние, в котором на иконах изображается Богоматерь. Для образа Иерусалимской Божией Матери очень характерно цветовое выделение ярко - красной внутренней подкладки, видимой при рассмотрении складок мафория, покрывающего голову Богородицы.

 В Константинополь из Иерусалима чудотворный образ Богородицы перевёз император Византии Лев Первый Макелла. Однажды Лев Макелла, бывший тогда только простым солдатом византийской армии, прогуливался в роще близ Константинопольских Золотых ворот. Роща эта в народе носила имя Богоматери, в ней когда-то был чудотворный родник, дарующий исцеление тем, кто пил из него воду, но со временем люди хожить к источнику и он скрылся за грязью и тиной. Недалеко от заброшенного источника Лев Макелла встретил слепого путника. заплутавшего в многочисленных тропинках Богородичной рощи. Лев усадил слепца отдохнуть в тени деревьев, а сам отправился к источнику, чтобы принести воды для утоления жажды путника. Найдя источник, Лев наклонился, чтобы зачерпнуть воды в флягу и вдруг услышал голос Богоматери: "Царь Лев! Напои страждущего путника, а тину с источника взложи ему на глаза!" Удивлённый Макелла сделал то, что ему было сказано и слепой прозрел. Когда солдат Лев Макелла стал императором Львом Первым Великим, он приказал очистить источник от тины и грязи, над ним возвести каменный колодец. Над самим колодцем возвели храм Богоматери, который прозвали как  храм Пигий ("Источник" по гречески.) Именно в этот храм и перенёс Иерусалимскую икону Богородицы Лев Первый Макелла.

 Уже через сто с небольшим лет икона смогла масштабно проявить свою чудотворную сущность: на Византию напали скифы и только всенародное моление перед образом Иерусалимской Божьей Матери помогло Константинополю избежать захвата иноземцами. В благодарность за спасение икону перенесли в пригород Константинополя Влахерны, где находился главный византийский храм Богородицы. Там Иерусалимский образ пробыл три сотни лет, после чего императоры Василий Второй и Константин Восьмой Порфирородные передали его, благословив, крестившемуся в водах Корсуни (Херсона) равноапостольному князю Владимиру Красну Солнышку. Покрестив население Киева, Святой Владимир отправил икону в Великий Новгород, чтобы дать напутствие и поддержку новгородцам, также собиравшимся принять Святое крещение. Позже образ из сгоревшего здания деревянной церкви перенесли в новгородский Собор Святой Софии.

  Через четыреста лет Царь Иван Грозный, собиравший чудотворные старинные образы по всей Руси, перенёс Иерусалимскую икону в московский Успенский собор, где она и пребывала до Отечественной войны 1812 года. Войска Наполеона Бонопарта, захватив Москву, вывезли из неё и икону Иерусалимской Божьей Матери среди прочих реликвий. Сейчас эта икона хранится в Парижском соборе Парижской Богоматери. В России же остались два точных списка с неё: первый, с предстоящими апостолами и избранными мучениками остался в церкви Рождества Богородицы в Сенях. Второй, с которого и были сделаны большинство последующих списков, хранится в Измайловском храме Рождества Христова. Размеры Иерусалимской иконы, хранящейся в Измайлово впечатляют: 2,2 метра в высоту и 1,8 метра в ширину. Не только размеры, но и вес иконы удивителен: только восемь человек могут приподнять икону на свои плечи, чтобы нести её во время крестного хода. Измайловский список иконы прославился многочисленными исцелениями, особенно памятны исцеления Москвы и Подмосковья от чумы и холеры.

 Ещё два более поздних списка образа Богородицы стали весьма почитаемы в Подмосковье: точный список образа, хранившегося в Успенском соборе стал почитаться как чудотворный в Бронницком храме Иерусалимской Божьей Матери, а в Воскресенском храме Подольска хранится чтимый список с Бронницкого образа.

 Перед Иерусалимским образом Богородицы молятся о заступничестве, об исцелении тяжёлых заболеваний, о поддержке и спасении путешествующих.

На этой странице Вы можете заказать икону Иерусалимской Божьей Матери.